ООО "Перепланировка"  
 
 
Мы поможем изменить Вашу жизнь к лучшему ! 
ООО "Перепланировка"
ООО "Перепланировка"
197374, г. Санкт-Петербург,
Торфяная дорога, д.7,
Бизнес-центр "Гулливер-2",
офис 806,
Тел/факс: +7 (812) 441-2-441
(многоканальный)
+7 (812) 973-37-52 (мобильный)
E-Mail: plan@superplan.ru, superplan@mail.ru
ГлавнаяО компанииЛицензииНовостиЗаконВопросыКонтактыВакансииКарта сайта
Перепланировка
в Санкт-Петербурге
Перепланировка
ООО "Перепланировка"
г. Санкт-Петербург,
Торфяная дорога, д.7,
Бизнес-центр "Гулливер-2",
офис 806,
Тел/факс: +7 (812) 441-2-441
(многоканальный)
+7 (812) 973-37-52
(мобильный)
E-Mail: plan@superplan.ru,
superplan@mail.ru
Посещения:
276 / 5 779 187
Rambler's Top100









Новости недвижимости

26.11.2009 10.23

Как отстоять право собственности на придомовую территорию


Уже несколько лет Жилищный кодекс предоставляет жильцам многоквартирных домов возможность распоряжаться землей, прилегающей к их дому. Но до сих пор многие москвичи "наслаждаются" видом на стройку или гаражи во дворе. Практически ни один выпуск региональных новостей не обходится без упоминания скандала между ТСЖ и муниципалитетом по поводу передачи придомовых участков. Есть ли выход из сложившейся ситуации или борьба ТСЖ и властей станет вечной? Как решаются эти проблемы за пределами МКАД? Можно ли попробовать применить методики, уже разработанные в других регионах? Разберемся сначала, как это происходит по закону. Особенное право собственности Жилищный кодекс и другие федеральные законы (см. Приложение) говорят нам о том, что собственникам помещений в многоквартирном доме на правах общей долевой собственности принадлежит общее имущество, в которое включается в том числе и земельный участок, на котором стоит дом. Это право (на придомовую территорию) чрезвычайно специфично, потому что основанием его возникновения является прямое указание закона, а не сделка. Но,  с другой стороны, таким же основанием можно считать и документ, удостоверяющий факт приобретения жилых помещений в многоквартирном доме. Поскольку право общей долевой собственности лишено самостоятельной оборотоспособности (возможности купли/продажи), оно всегда соответствует праву собственности на помещение в многоквартирном доме. Выделение доли этой общей собственности или выплата денежной компенсации за нее невозможны. Третий, и весьма важный, момент в данном виде собственности таков: размер придомового участка определяется нормативными актами, а не соглашением собственников. Законодательством определяются три  варианта определения площади владений (один - для новостроек, два других - для существующих домов). В первом случае многоквартирный дом сдается в эксплуатацию только после прохождения обязательного государственного кадастрового учета, то есть при установлении размера и границ земельного участка, на котором он расположен. В случае когда жильцам в общую долевую собственность бесплатно переходит придомовая территория дома, построенного до введения в действие Жилищного кодекса (до 01.03.2005 года), то порядок перехода определен ст. 16 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" от 29.12.2004 года. Закон предусматривает два варианта перехода: когда участок уже прошел кадастровый учет, и иное. А теперь самое интересное, касающееся момента возникновения прав на участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет , даже если участок сформирован до введения в действие ЖК РФ. Права на него не требуют никаких особых распоряжений для перехода в собственность жильцов. Дело в том, что согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента их регистрации, если иное не установлено законом. Наш случай - то самое "иное", установленное законом. Право собственности на земельный  участок возникает вне зависимости от момента государственной регистрации права общей долевой собственности на него с 01.03.2005 года. Но, несмотря на данный момент,  жильцам в реальной жизни надо посетить Федеральную регистрационную службу и зарегистрировать данное право общей долевой собственности на земельный участок за собственниками помещений многоквартирного дома. Эта регистрация будет не правоустанавливающей, а правоподтверждающей, и все права и обязанности собственника по отношению к участку собственник приобретет независимо от регистрации. Такой точки зрения придерживался ФАС Московского округа, признав незаконным отказ регистрационной службы в регистрации права общей долевой собственности на придомовой участок. Второй случай, более частый: если земельный участок не сформирован (и на него нет документов кадастрового учета) до введения в действие ЖК РФ , то уполномоченное собранием дома лицо, на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, вправе обратиться в органы государственной власти или местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка , на котором расположен многоквартирный дом. Для бесплатного перехода в общую долевую собственность такого земельного участка необходимо соблюсти общий (заявительный) порядок его формирования и оформления. То есть: принять решение о формировании участка и проведении его кадастрового учета, обратиться в компетентные органы с заявлением о передаче участка из государственной или муниципальной собственности в общую долевую собственность собственников помещений, подать документы на государственную регистрацию права общей долевой собственности на земельный участок. Но федеральное законодательство - не единственное, что надо знать собственникам домов. Есть еще и местные правила и законы. Что же происходит в реальности в столице России - Москве? Реалии председателей ТСЖ в столице В Москве правовой механизм оформления прав на придомовую территорию дополнен собственным региональным законодательством: Законом г. Москвы "О землепользовании и застройке в г. Москве"; Постановлением Правительства Москвы 3 июля 2007 года № 569-ПП "Об утверждении состава документов для принятия общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решений о формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома"; Постановлением Правительства Москвы от 27 июня 2006 года № 431-ПП "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность"; Письмом Управления Роснедвижимости по МО от 14.06.2006 года № 3762-13 "О формировании и государственном кадастровом учете земельных участков, занятых многоквартирными домами". Правительство Москвы обязало префектуры административных округов и управы районов совместно с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда Москвы обеспечить содействие в проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по вопросу формирования земельных участков. На префектуры возложено создание комиссий по обеспечению реализации решений таких общих собраний. Процедура оформления прав на придомовую территорию в Москве состоит из следующих пунктов: Проведение общего собрания собственников помещений в доме и принятие решения о начале оформления участка. Выбор лица, уполномоченного обратиться в соответствующие органы власти с заявлением о формировании участка и приобретении прав на него. По результату собрания должен быть составлен протокол и принято решение. Обращение в Департамент земельных ресурсов с заявлением о передаче земельного участка под многоквартирным домом в общую долевую собственность. Формирование земельного участка. При этом границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов их межевания, которые утверждаются главой местной администрации с соблюдением процедуры публичных слушаний. В Москве проект межевания территории разрабатывается за счет средств бюджета города. Предоставление земельного участка в общую долевую собственность и государственная регистрация права общей долевой собственности. На практике этот процесс вызывает множество нареканий, среди которых наиболее спорно определение границ земельного участка придомовой территории. Согласно статье 12 Закона города Москвы от 19.12.2007 "О землепользовании в городе Москве", определение размеров земельного участка многоквартирного дома связано с проведением комплексного межевания всего архитектурно-планировочного квартала, в границах которого проектировалось и осуществлялось размещение конкретного дома. Работы по межеванию жилых кварталов ведутся в соответствии с графиком, утвержденным постановлением Правительства Москвы. Правительство Москвы поручило Департаменту земельных ресурсов включать в приоритетном порядке в планы межевания жилые кварталы, в которых расположены многоквартирные дома, управляемые ТСЖ, ЖК, ЖСК. Однако за год, прошедший с момента принятия данного документа, межевание прошла лишь четверть участков, а в собственность передано и того меньше. Что же делать, если вашу землю до сих пор не размежевали? За свой счет В теории, если собственники хотят сформировать земельный участок, а их многоквартирный дом расположен в квартале,  границы которого не размежеваны и в ближайшее время в плане межевания не стоят, собственникам предлагается провести межевание за свой счет. На практике при определении размера участка проявляется нежелание властей бесплатно передавать его в собственность граждан (особенно в Москве, где каждый метр может быть выгодно использован для точечной застройки). Решение этого вопроса оставлено на усмотрение суда. Одни судьи полагают, что участок должен выделяться только в рамках "пятна застройки"; другие опираются на Положение о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений. В этом положении указано, что в пределы земельного участка включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества. Третьи считают, что в каждом случае требуется проведение землеустроительной экспертизы. К сожалению, ЖК РФ не содержит особых положений о порядке определения размера земельного участка под многоквартирным домом. Местные власти не способствуют формированию участков и процессу их оформления. Это связано с увеличением кадастровой стоимости земли, путаницей с определением границ участков и их назначения, нечетким определением возможности местных властей по определению публичного сервитута, с точкой зрения, что придомовую территорию составляет только полоса земли на 1 метр от стен дома. Впрочем, есть часть 4 ст. 43 Градостроительного кодекса (ГрК РФ), в которой указано, что размеры должны определяться с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки территорий. За период до вступления в силу Жилищного кодекса РФ были приняты Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 №1223 "Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах", Свод правил по проектированию и строительству СП 30101-98, Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах. Основные их принципы состоят в следующем: если земельный участок еще не был отведен, то границы определяются в зависимости от этажности дома и от СНиПов, действовавших в период строительства; если же земельный участок уже был отведен, то его границы не подлежат пересмотру. Постановление №1223 уточняет, что размеры земельных участков для создания кондоминиумов на территориях существующей застройки, а также на вновь осваиваемых территориях определяются в соответствии с градостроительной документацией, градостроительными нормативами и методикой расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах. Нормативный размер земельного участка, передаваемого в общую долевую собственность домовладельцев бесплатно, определяется в зависимости от площади участка, занятого непосредственно жилыми зданиями и иными объектами недвижимости, входящими в состав кондоминиума, а также прилегающими к ним территориями, необходимыми для обеспечения их функционирования. Меньше бюрократии - меньше проблем для жильцов В Московской области к решению указанных проблем подошли менее бюрократично. Например, в Рузском районе уже в 2006 году было разработано и утверждено "Положение об определении размеров и установлении границ земельных участков многоквартирных домов" (Постановление главы Рузского муниципального района МО от 13.09.2006 №2461), в котором достаточно трепетно отнеслись к мнению собственников многоквартирного дома и владельцев прилегающих земельных участков. В других же районах области определение границ участка оставляется на усмотрение заявителя. (Решение Совета депутатов городского округа Фрязино МО от 14.06.2007 №239). А местные органы власти подключаются к процессу согласования границ только после подачи заявления с приложением всех необходимых документов, в числе которых и план придомового участка. В обоих вариантах мы видим крайние формы организации процесса. В первом случае происходит совместная работа граждан и чиновников, во втором - минимизация возможностей граждан и конкретных чиновников влиять на принятие решений. Подводя итоги, необходимо еще раз упомянуть основные спорные моменты процесса оформления прав на придомовую территорию.  Основные спорные моменты при оформлении прав на придомовую территорию Правоспособность представителей ТСЖ зависит от проведения общего собрания собственников жилья. Именно на общем собрании необходимо принимать наиболее важные решения. В числе этих решений - решение о начале процедуры оформления придомовой территории. Однако ТСЖ должно быть и зарегистрировано в установленном порядке как юридическое лицо. Формирование придомовых участков, определенных до вступления в силу Жилищного кодекса, осуществляется на основании градостроительной документации и включает в себя участки под прилегающими к многоквартирному дому строениями. Право собственности на придомовый участок приобретается независимо от государственной регистрации, только на основании решения государственного или муниципального органа, осуществляющего распоряжение земельным участком, на котором находится многоквартирный дом. Указанная придомовая территория предоставляется бесплатно. Возможность отстоять свои права и границы участка наиболее актуальна именно в Москве, с ее активной строительной деятельностью. Сейчас формируются два пути взаимодействия ТСЖ и администрации. Первый путь - формализация и обезличение процесса по схеме "одного окна". В данном случае предполагается, что риск коррупции будет сведен к минимуму, а гражданам будет намного удобнее. Второй вариант предполагает более личную работу чиновников и граждан, как это предусмотрено в ряде районов Подмосковья. Но есть два пункта, обязательных при любом варианте оформления взаимодействия сторон. Об этих пунктах много говорят, но не всегда вспоминают при написании нормативных актов. Во-первых, необходимость учета мнения граждан - либо в виде поданного пакета документов, либо в виде диалога в совместной комиссии. Во-вторых, экономическая заинтересованность местных органов власти в оформлении земельных участков. На данный момент предполагается, что передача земли ТСЖ обеспечит пополнение местных бюджетов за счет земельного налога. Однако на практике более выгодными оказываются финансовые вливания (в том числе и в виде взяток) от строительных фирм, занимающих спорные участки. Еще хотелось бы заметить, что в любом случае инициаторов оформления права общей долевой собственности на придомовой участок ждет суд, потому что, как показывает практика, компетентные органы или чинят препятствия или банально бездействуют. Законные же правообладатели вынуждены в этом случае ввязываться в долгосрочный процесс оформления и защиты своего права, неся как временные, так и финансовые затраты.   Илья Богданов, старший юрист Tenzor Consulting Group Источник: sob.ru


Архив новостей
plan@superplan.ru 2003 - 2024 © ООО "Перепланировка" Телефон/факс: +7 (812) 441-2-441