Если верить московским властям, главным секретом "политического долголетия" столичного градоначальника является почти отеческая забота о благополучии жителей города. Это расхожее пропагандистское клише настолько укоренилось в общественном сознании, что всем провинциалам оставалось только завидовать высокому уровню социальной защищенности счастливых обладателей московской прописки. Одним из наиболее эффектных ходов администрации Юрия Лужкова стало сохранение городских субсидий на оплату услуг ЖКХ, в то время как власти других российских регионов объявили о предстоящем переходе к 100% оплате населением коммунальных услуг. Однако, как выясняется, этот альтруистский порыв (а заодно и тонкий популистский ход) столичных чиновников оплачивается из карманов самих москвичей. По крайней мере, такой вывод можно сделать на основании расчета стоимости коммунальных услуг, потребляемых столичными жителями не номинально, а реально. В последние годы в СМИ регулярно появляются изыскания энтузиастов коммунальной статистики, которых "терзают смутные сомнения" по поводу убедительности представленных в коммунальных жировках цифр. Для начала необходимо напомнить, что еще в середине 2006 года вступило в силу постановление Правительства РФ № 307 под названием "О предоставлении коммунальных услуг гражданам". Этот с виду малопримечательный нормативный акт предписывал всем городским властям России взимать оплату за отопление жилых домов и находящихся в них квартир исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учёта тепловой энергии. Таким образом, граждане РФ получили право оплачивать не виртуальные нормативы потребления на одного человека в месяц, а фактические объемы потребленных услуг. Несмотря на то, что с июля 2006 года (когда указанное постановление вступило в законную силу) прошло уже четыре года, жители первопрестольной продолжают до сих пор платить по принципу "за себя и за того парня", исходя из по сути навязанных им нормативов потребления холодной, горячей воды, а также теплоснабжения. Причем, как выясняется, этим самые нормативы с легкой руки московских коммунальных чиновников в разы отличаются от фактически потребляемых. Нетрудно догадаться, в какую сторону. В размещенном на "Русской народной линии" материале под красноречивым заголовком "Лужков! Отдай москвичам деньги назад!" приводятся конкретные данные, которые показывают, каким образом чиновники накручиваю коммунальные тарифы в столице. В частности, Дмитрий Терехов (автор статьи) поделился с читателями собственным опытом, когда до установки счётчика он платил за 11 кубических метров холодной воды в месяц, а после установки счётчика стал платить за 1,5 кубических метра, что почти в 10 раз меньше. Впрочем, частный пример не показателен, поскольку потребности людей носят сугубо индивидуальный характер. Так что гораздо более репрезентативными являются следующие цифры. "Мы проанализировали данные по 7 домам в Юго-Восточном административном округе Москвы,- пишет Терехов,- и получили вот такие данные: по первому дому с расчётной площадью 8639 кв. метров переплата за 2009 год составила 678 тысяч рублей, по второму дому площадью 14512 кв.м.- 908 тысяч рублей, по третьему (площадь 8714 кв.м) - 718 тысяч рублей, по четвёртому (11269 кв.м.) - 586 тысяч рублей, по пятому (11348 кв.м.) - 625 тысяч рублей, по шестому (18123 кв.м.) - 1 млн. 293 тысячи рублей, по седьмому (18083 кв.м) - 1 млн 428 тысяч рублей. Итого по 7 домам - 6 млн. 238 тысяч рублей или в среднем на дом 891 тысяч рублей. И это только за один 2009 год. А ведь такие же переплаты были и в 2008 и 2007 и в течении 6 месяцев 2006 года",- резонно замечает автор материала. Далее путем нехитрых арифметических выкладок он приходит к выводу, что "сумма переплаты за последние 3,5 года в целом по Москве составила приблизительно 70 миллиардов рублей" (или семь тысяч рублей из кармана каждого москвича включая младенцев). При этом Терехов оговаривается, что "цифра в 70 млрд рублей получена методом экстраполяции и сугубо приблизительная, оценочная. Тем не менее, она дает понять порядок сумм. Справедливости ради надо отметить, что власти Москвы в принципе признают, что затянули с реализацией постановления правительства на 3 с лишним года и на словах готовы компенсировать всем пострадавшим вычетом из предстоящих коммунальных платежей. При этом пока почему-то ставится вопрос лишь о компенсации за переплату за 2008 год (6 месяцев 2006-го автоматически выпадают в связи с истечением 3-х летнего срока давности, а вопрос о выплатах за 2007 года пока элегантно обходится стороной). Естественно, что о возмещении упущенной выгоды (например, в виде банковских процентов, которые набежали бы за прошедшее время с момента изъятия у населения "лишних" денежных средств) в существующей ситуации и говорить не приходится. Особенности коммунальной арифметики столичных властей комментирует политолог Андрей Савельев: - Система московского ЖКХ - это такое "государство в государстве". Это специальная система "по очищению карманов граждан от "лишних" средств". То есть, одной рукой московское правительство может давать разнообразные льготы (например, пенсионерам), а другой отнимает деньги, которые люди вынуждены платить за те услуги, которые никто в глаза не видел или не получал в том объеме, который предписывается. Эта система сложилась уже давно. Причем, если в 1990-е гг. еще можно был поймать за руку на нарушении законодательства, то в настоящее время противозаконная деятельность легализована с помощью самых разных хитроумных схем. В основном через организации-монополии. ЖКХ является такой сверхмонополией. Если бы вы захотели пользоваться аналогичными услугами другой структуры (например, по водоснабжению), то просто не сможете этого сделать. С одной стороны, это естественная монополия. А с другой стороны, она находится в руках недобросовестных чиновников и предпринимателей. Само управление системой ЖКХ превратилось в нечистоплотный бизнес. Фактов более чем достаточно. Первое - это тарифы, которые складываются из того, что всем нам приходится платить за целую цепочку посредников. То есть мы платим не производителю услуг, а различным конторам, которые организованы московскими властями. Так что каждый из посредников, не делая по сути ничего, требует, чтобы эта структура была поддержана нашими деньгами (получая прибыль даже в условиях кризиса). Второе направление это тотальная фальсификация объемов услуг. Прежде всего, это касается водо- и теплоснабжения. Если объемы подачи электроэнергии трудно фальсифицировать (потому что есть приборы учета, которые есть в каждой квартире), то учет холодного и горячего водоснабжения, а также отопления в течение многих лет происходил по нормативам. Сегодня же, когда начинается введение счетчиков (общедомовых или поквартирных), многие обнаруживают, что в течение ряда лет платили больше, чем должны были бы, если исходить из показаний приборов. Причем, по моим прикидкам человек платит в 4-5 раз меньше, когда устанавливает счетчик. Экономия на каждого члена семьи при традиционных объемах потребления составляет около 500 рублей в месяц. С учетом того, что в Москве только официально проживают около 10 млн человек, мы получаем 5 млрд рублей, которые ежемесячно уходят в карман фирм-посредников и тех организаций, которые предоставляют неоказанные услуги. Причем, это берется как из кармана москвичей, так и из бюджета, который дотирует коммунальные услуги. Аналогичная ситуация и с теплоснабжением. Справка КМ Тариф на услуги горячего водоснабжения в Москве на 2010 год составляет 444,06 руб./чел. при стоимости ГВС 74,88 рублей за 1 кубометр (компания ОАО "Мосэнерго"). Кирилл Говоров
Архив новостей