Как известно, в риелторскую компанию люди обращаются за услугой. А услуга - это некие действия, которые специально обученный профессионал делает за своего клиента и, соответственно, получает вознаграждение. Разумеется, если эти действия привели к ожидаемому результату, считает Олег Самойлов, генеральный директор компании "РЕЛАЙТ-Недвижимость". На практике же результатом подобной сделки порой становится не выполненное поручение, а длинный список "объективных" причин, по которым это поручение исполнено не было. Так вот, в период, когда цены на эти квартиры постепенно снижаются, "список объективных причин" обойдется продавцу потерей не только времени, но и вполне конкретным снижением стоимости квартиры. Другими словами, поручая риелторам продажу своей квартиры, желательно понимать, насколько хорошо они это поручение выполняют. Оставим на время вопрос квалификации и профессионализма, и остановимся на добросовестности. Как это бывает… Практика показывает, что нередко объект "висит" в рекламе, но ни один из указанных телефонов не отвечает. Особенно часто такие вещи случаются в выходные, праздничные дни, по вечерам - словом, ровно в то нерабочее время, когда потенциальные покупатели готовы заняться "личными" звонками, к коим и относится покупка квартиры. Бывает, что агент все-таки отвечает на звонок и, пробурчав "звоните позже" (варианты: "в понедельник", "через два часа" и т. д.), отключается. Иногда можно услышать подкупающее откровенное "у меня выходной" или совсем грубое "вы что, не понимаете, что сегодня суббота!" (варианты: "уже девять вечера", "еще девять утра" и т. п.). А между тем, клиент-продавец платит агенту в том числе и за то, чтобы тот без сна и отдыха отвечал на звонки, организовывал просмотры, всячески привлекал потенциальных покупателей. Стоит ли говорить, что покупатель вряд ли станет тратить целый день, дозваниваясь агенту. Да и дожидаться, когда же, наконец, настанет тот самый понедельник, в который агент милостиво разрешил позвонить, он тоже станет едва ли. Скорее всего, в условиях нынешнего рынка покупатель просто вычеркнет квартиру из списка привлекательных и обратится к другим вариантам. Еще один этап, на котором "отсекается" множество потенциальных покупателей из-за нерадивости агента, - просмотр квартиры. Сегодня, в условиях низкого спроса, любой потенциальный покупатель, и это логично, рассчитывает на то, что выбор у него широк и что он "король положения". Другими словами, что и покажут квартиру в удобное для него время, и перезвонят ему сами, и всю информацию предоставят. На деле покупатели частенько с изумлением обнаруживают, что многие риелторы, видимо, пришли в эту профессию из-за советского прилавка. Чем иначе объяснить, что основная позиция риелтора по отношению к потенциальному покупателю - "вас много, а я один". Недавно, например, был случай, когда риелтор вместо организации показа в течение 3 (трех!) недель предлагал "перезвонить завтра" потенциальному покупателю, желающему посмотреть одну из квартир. Еще одна реальная фраза реального агента в ответ на просьбу показать объект в удобное для покупателя время: "Я что, буду специально ездить из-за вас? Всем показываю послезавтра в три - вот и приезжайте!" Очевидно, что с такими "показами" агенту вряд ли удастся продать квартиру в обозримые сроки. А про предоставление покупателю интересующей информации - это отдельная "сказка". Мало того что довольно регулярно врут, то приписывая три-четыре метра площади, то "расширяя кухню", то "ополовинивая" время, необходимое, чтобы добраться от метро… Но порой риелтор банально не дает себе труда даже узнать у своего клиента необходимый минимум сведений о продаваемом объекте. И уж совсем интересные вещи происходят, когда потенциальный покупатель, посмотрев объект, готов вести разговор о внесении аванса. Расскажу лишь об одном, довольно свежем, эпизоде, о котором мне поведал человек, внесший аванс за одну из "эксклюзивных" квартир нашей компании. Он хотел купить вначале другой объект. Так вот, агент под целым рядом "благовидных предлогов" откладывал встречу с покупателем пять дней. Но покупатель попался настойчивый. Сначала недоумевал и пытался ускорить процесс регулярными звонками агенту, а на исходе пятого дня все же приехал в агентство без приглашения с твердым намерением внести аванс. Покупатель потребовал руководство и вышедшему к нему руководителю отдела поведал о своем стремлении. На что руководитель беспомощно сообщил, что он не в курсе, на каких условиях продается вожделенная квартира, и поэтому принять аванс не имеет возможности. Последний вопрос, который задал незадачливый покупатель руководителю отдела: "Как же такое может быть, что вы не владеете информацией о продаваемых вашими агентами объектах"? На что руководитель отдела, неопределенно махнув рукой, ответил: "Да у нас этих квартир знаете сколько? Что ж я, про каждую знать обязан", после чего, не прощаясь, скрылся в недрах офиса. Вот так и вышло, что покупатель уже на следующий день внес аванс за другую квартиру и другому агентству. В чем же причина? Мне представляется, что по прочтении вышесказанного во многих читательских головах может возникнуть вполне закономерный вопрос: "Риелтор, который поступает таким образом, он что, дурак? Или ему деньги не нужны?". Увы, не в глупости дело, а в избалованности. Ведь многие годы спрос существенно опережал предложение. И в этой ситуации вести себя с покупателем риелтор мог почти как угодно - покупатель подстраивался под продавца и его агента. Сегодня покупатели, что называется, "в цене". Однако стереотип - вещь упрямая. И изменить его за год оказалось не под силу даже кризису. Конечно, сегодня на рынке риелторских услуг есть специалисты, в деятельности которых описанных выше безобразий не встречается. Впрочем, это те, кто не позволял себе подобного и в докризисные времена. А еще те, кто начал работать риелтором уже в нынешнее время и, соответственно, свободен от вредных привычек "вчерашнего дня". Остальные либо так до конца и не осознали, что рынок изменился, либо оказались не в силах перестроиться сообразно новой реальности. И продолжают, по привычке, действовать исключительно по принципу "мне так удобно". Распознайте халтурщика вовремя Конечно, клиенту в этой ситуации нужен инструмент диагностики подобного "специалиста", позволяющий избежать пустых временных и, соответственно, финансовых потерь. Во-первых, обязательно выясните до заключения договора с агентством, руководствуются ли его сотрудники каким-либо стандартом оказания услуг. Если таковой стандарт отсутствует - это сигнал: порядок обслуживания никак не регламентирован. И, соответственно , как повезет. Если же стандарт имеется, желательно ознакомиться с ним до заключения договора, оценить его содержание и уточнить готовность компании к принятию на себя ответственности в случае нарушения стандарта. И если ответственность по стандарту не предусмотрена, нелишним будет включить в договор, заключаемый с риелторской компанией, пункт о возможности его расторжения в случае нарушения положений стандарта. Например, при недобросовестном исполнении агентом своих обязанностей. И вторая рекомендация. Если возникло ощущение, что агент "недорабатывает", стоит последовать старой народной мудрости: "доверяй, но проверяй". Способов такой проверки может быть великое множество. Выясните у агента, где он рекламирует ваш объект. Проверьте, что реклама действительно регулярно выходит и данные в ней соответствуют действительности. Попросите знакомых позвонить по указанным в рекламе телефонам. По их впечатлениям от разговора вы уже сможете составить мнение об усердии агента и степени его активности в продвижении вашего объекта. Отдельного внимания заслуживают показы. Постарайтесь на первых показах присутствовать лично. Так вы сможете понять, насколько агент грамотно организовывает встречи, пунктуален, ориентирован на запросы покупателя. Если вы видите, что агент делает все, чтобы как можно скорее и выгоднее продать квартиру, ваша задача выполнена. Вы действительно получили достойного исполнителя вашего поручения и можете спокойно "отключиться" от проблемы, предоставив профессионалу возможность делать свое дело. Но если у вас возникли сомнения в качестве оказываемой вам услуги, не стоит терять времени. Как минимум надо поговорить с агентом и его руководителем, как максимум - поставить вопрос о расторжении договора. Не забывайте, что сейчас при продаже квартиры время - это и вправду деньги. Олег САМОЙЛОВ Источник: Собственник
Архив новостей